Приоритет качества над ценой при выборе аудитора госкомпаниями

Готовится к рассмотрению Госдумой законопроект № 956737-6 о внесении изменений в федеральный закон «Об аудиторской деятельности» и в отдельные законодательные акты РФ (в части установления требований к аудиторским организациям и СРО аудиторов). Проект предложен двумя депутатами.

В настоящее время на отбор компаниями с госучастием аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности распространяются нормы федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Установленные 44-ФЗ процедуры предусматривают приоритет ценового фактора при закупках, а не условий оказания услуг и их качества, указано в пояснительной записке. На практике это стимулирует демпинг и низкое качество услуг. Оказание аудиторских услуг не корреспондирует с принципом закупок, отраженным в 44-ФЗ, считают авторы проекта.

При этом частью 2 статьи 3 закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлено, что выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке. Однако 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с отбором госкомпаниями аудиторской организации для проведения обязательного аудита.

Авторы законопроекта предлагают изменить это — вывести обязательный аудит из-под действия 44-ФЗ, и исключить из 223-ФЗ указание на то, что он не затрагивает выбор аудитора.
Кроме того, авторы отмечают, что аудиторские организации зачастую не имеют ни финансовых, ни кадровых, ни иных ресурсов для достижения целей аудиторской деятельности. Только 1453 аудиторские организации или 36% от их общего количества имеют в своем штате 3 и более аудиторов, которые работают на постоянной основе. Около четверти всех аудиторских организаций (23,6%) не имеют в штате ни одного аудитора по основному месту работы, формально закрывая требование законодательства о наличии трех аудиторов по трудовому договору их оформлением по совместительству.

Предлагается установить, что численность аудиторов, являющихся работниками аудиторской организации на основании трудовых договоров и имеющих в организации основное место работы, должна быть не менее трех. На приведение численности работников в соответствие данному требованию авторы законопроекта считают достаточным отвести один год. Также предлагается указать, что квалификационный аттестат данных аудиторов не может быть представлен для подтверждения минимальной численности аудиторов в других коммерческих организациях. Кроме того, для обязательного аудита ОЗХС в случае принятия закона необходимо будет иметь в штате на постоянной основе не менее двух аудиторов с новым квалификационным аттестатом.